ЗОЛОЧЕНИЕ

Существует два способа золочения: масляное и водное на поли­менте Масляное золочение выполняют по камню, гипсу и металлу, а водное — по дереву (см. главу Х.8).

Поверхности под масляное золочение подготовляют особенно тщательно, так же как под лакировку. Для подготовки применяются только проверенные высококачественные материалы. При золочении металлических поверхностей нужно принимать меры для защиты ме­талла от коррозии. Для нанесения последнего слоя окрасочный со­став вместо олифы полезно разбавлять хорошим эластичным масля­ным лаком. В грунт для придания ему золотистого цвета добавляют золотистую охру. Подготовленную поверхность для ианесення позо­лоты покрывают тонким и ровным слоем лака мордан. При его от­сутствии для этой цели пригодны хороший жирный эластичный масляный лак (например, масляные лаки № 4, 5), литографская олифа или сгущенное полимеризованное масло, разбавленное до ма­лярной консистенции скипидаром. Лак можно приготовлять следую­щего состава (в частях по вссу):

Льняное масло ,,,,,, 1

Свинцовый глет…………………………………… 0,065

Скипидар…….. До рабочей

Густоты

ЗОЛОЧЕНИЕ

Для приготовления лака отстоявшееся льняное масло нагревают В металличесюч котмке, добавляют свинцовый глет и варят при постоянном перемешивании в течение 4—5 ч, пока масло не загу­стеет. После охлаждения состав разбавляют скипидаром до рабочей густоты. Хранят лак в закрытом сосуде. При длительном хранении качество лака улучшается. Лак должен продолжительное время

ЗОЛОЧЕНИЕ

ЗОЛОЧЕНИЕ

Рис. 68. Набор инструмента для позолотчика

I — подушка для листочков золота; 2 — лапка для перенесения листочков. 3 — специальный нож; 4 — зубок или лощило дли по­лировки; 5 — резец; 6—кисть с лопаточкой; 7—колонковая кисть; 8 — книжка сусального золота

(до 36—48 ч) сохранять отлип. Поверхность под позолоту подготов­ляют только после полного высыхания грунта. Если грунт выполнял­ся без добавления золотистой охры, ее тонко перетирают и добав­ляют в небольшом количестве в лак. Такая подцветка лака необхо­дима, чтобы при его нанесении на поверхности не было пропусков. Лак наносят не слишком то четы м, но и не слишком тонким слоем, так как в обоих случаях позолота поверхности может получиться не­качественной.

Сусальное золото выпускается в виде тонких листочков различной толщины в книжках по 60 листочков (вес 60 листочков от 1,25 до 2,5 г). Прочность позолоты увеличивается с увеличением веса, а зиачит, и плотности листочков. Кроме сусального золота выпускается и поддельное золото «поталь» также в виде тонких листочков.

В виде тонких листочков в книжечках выпускаются также сереб­ро и алюминиевая фольга. При золочении листочки золота из книж­ки очень осторожно переносят специальным ножом на подушечку (рис. 68) и разрезают на кусочкн нужных размеров. Нарезанные кусочки берут с подушкн особой плоской кистью-лапкой из вер­блюжьего волоса или беличьих хвостов. Чтобы золото приставало к кисти, ее слегка смазывают каким-либо жиром. Этой кисточкой листочек переносят на лаковый грунт и, слегка постукивая мягкой круглой кисточкой, разглаживают его. После того как позолота под­сохнет, лишнее золото снимают мягкой волосяной кисточкой и соби­рают его в пакетик. Эти «остатки» растирают с яичным белком и получают материал, пригодный для росписи. Его наносят специаль­ной кистью с лопаточкой. Золото может прилипать не только к лаку, но и к масляной краске, покрывающей участки, смежные с местом позолоты.

Для получения четких линий позолоты отделываемую поверхность припудривают тальком и по нему места, которые должны быть по­крыты позолотой, грунтуют лаком, на который наклеивают золото. После высыхания позолоты излишнее золото легко снимают вместе с тальком мягкой губкой, смоченной водой.

Вместо припудривания тальком поверхность можно покрывать составом, приготовленным из I вес. ч. яичного белка и 3 вес. ч. воды, а затем места, на которые нужно наносить позолоту, покрывают ла­ком, после чего наклеивают листочки золота. Золото, попавшее иа месга, не имеющие лакового грунта, смывают вместе с белком водой.

Способ распознавания настоящего золота и «потали». Золото и поталь смачивают азотной кислотой. При этом чистое золото не из­меняется, а поталь растворяется. Можно определить и так: на лис­точки капнуть раствором ляписа (азотнокислое серебро). На потали от капли образуется темное пятно; золото остается без изменения.

Способ распознавания настоящего серебра и фольги. Состав­ляется смесь из равных объемов азотной кислоты и насыщенного раствора двухромокислого калия. Капля этой смеси оставляет на серебре красное пятно. На алюминиевой < ольге пятно появляется не красного цвета или вообще не появляется. Серебро полностью рас­творяется в азотной кислоте, и если в этот раствор добавить в из­бытке аммиак, то серебро из раствора не выделяется, а алюминий выделяется в виде осадка.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.