МОЗАИКА ИЗ СМАЛЬТЫ

Выполняется из кусочков цветного непрозрачного стекла (смаль­ты), располагаемых по заданному рисунку и укрепляемых на по­верхности стены или потолка при помощи вяжущего материала. Этим способом можно создавать декоративную мозаику или мозаич­ное панно. Цветная смальта выпускается прозрачная и полупрозрач­ная или опаловидная. Кроме цветной выпускаются серебряная и золоченая смальты, используемые для фона, орнамента и различных украшений. Мозаику из смальты набирают способом прямого набора, переносным способом и способом обратного набора (венецианский способ). Набирают мозаику по оригиналу (рисунку), выполненному в красках.

Способ прямого набора мозаики из смальты (XI.1). По ориги­налу на картон переносят рисунок в натуральную величину буду­щей мозаики. Этот рисунок на поверхность подготовленного грунта (обычно из цементного раствора) после его просушки переносят от руки или при помощи кальки и шила. Затем на отдельные небольшие участки грунта наносят свежий цементный раствор состава I : 3 и I : 4 и набирают мозаику, укрепляя смальту на растворе, предвари­тельно сточив боковые неровности со смальты на точильном круге. При наборе мозаики кусочки смальты в одних случаях с лица при­тачивают вплотную один к другому, в других оставляют между ними промежутки — шьы, заполняемые цементом. Частая сетка швов сни­жает чистоту и яркость красок. Этот дефект можно смягчить, под­крашивая швы щелочеустойчивыми пигментами, подбирая их под соответствующие цвета смальты.

Способ переносного набора мозаики из смальты (XI.2). При та­ком способе мозаику можно набирать двумя методами.

Первый метод — форму, представляющую собой каменную или металлическую доску с металлическими бортами, смазывают мас­лом и заполняют гипсовым тестом до уровня бортов. На затвердев­шее тесто переводят рисунок в красках. Затем, выбирая постепенно гипсовое тесто до доски, накладывают в выемки «масляный цемент» и в него вдавливают смальту соответствующего цвета и оттенка. На­бранные таким образом куски мозаики из смальты укладывают на облицовываемую поверхность на растворе.

«Масляный цемент» (в частях по весу)

Каменная мука. .

Известковое тесто…

Льняное масло (сырое и вареное в пропор шш 1:1). …….

Второй метод — металлическую форму заполняют «временным цементом» (смесь мраморной муки с клейстером), способным разма­чиваться водой. Затем на этой массе набирают мозаику из смальты. По окончании набора на мозаику наклеивают марлю или матерча­тую кальку. После этого набор переворачивают лицом вниз, снимают форму и, размочив цемент, выбирают его. При больших размерах набора его делят на части, заливают каждую часть цементным рас­твором, окружив ее деревянными бортиками. Доставив отдельные части на место, их укрепляют на подготовленной поверхности на це­ментном растворе, тщательно пригоняют части друг к другу или за­полняют образовавшиеся швы кусочками смальты соответствующих цветов. Затем марлю или кальку смывают с лица набранного ри­сунка.

Способ обратного набора мозаики из смальты (Х1.3). Это упро­щенный способ, применяемый для набора простых декоративных композиций. Рисунок оригинала переводят на кальку или лист плот­ной бумаги. Большие композиции разбивают на части. На кальке или бумаге набирают мозаику из смальты, наклеивая на нее клей­стером (растительным). Набранный лист окружают деревянной рам­кой и заливают цементным раствором. После затвердения раствора набранную мозаику переворачивают, снимают рамку и смывают с набора бумагу. Набранные листы устанавливают на цементном рас­творе на подготовленный грунт. При выполнении художественных мозаик из смальты лицевую поверхность набранных листов часто шлифуют, а затем полируют, достигая этим более красивого внеш­него вида. Отполированную мозаику штукуют, т. е. заполняют швы и пузырьки в смальте подходящими по цвету восковыми красками, чтобы в них не забивалась грязь. Для декоративной мозаики шту­ковку и полировку ие применяют.

КАМЕННАЯ НАБОРНАЯ МОЗАИКА

Выполняется главным образом из различных пород мрамора. Раз­личают декоративную, живописную, монументальную и ковровую наборную мозаики.

Декоративная мозаика (XI.4). Мрамор распиливают на тонкие пластинки толщиной 4—5 мм, кромки которых тщательно пришлифо­вывают одну к другой, что дает возможность получать незаметные швы. Пришлифованные пластинки приклеивают клеем, например ка­зеиновым, к шиферным плитам, которые в дальнейшем иа растворе устанавливают на облицовываемую поверхность

Живописная мозаика (XI.5) выполняется по заранее заданному рисунку. Камни для мозаики распиливают на тонкне пластинки тол­щиной 4—5 мм. называемые фанерой, которым на небольшой шур — шайбе придается требуемая форма. При необходимости придать пластинкам криволинейное очертание их наклеивают на шаблон и обрабатывают на заточном станке с карборундовым кругом. Обра­ботку мозаики следует вести, не допуская значительного давления на фанеру. Хорошее стачивание камня происходит лишь при легком нажатии обрабатываемой плитки на карборундовый круг. Нельзя подшлифовывать лицевую поверхность камня (пластинки), так как при этом может получиться другая окраска камня, что испортит жи­вописный рисунок композиции. Кусочки фанеры наклеивают на до­статочно жесткий лист дюралюминия, который предварительно шли­фуют для лучшего сцепления с клеем. В качестве клея используют карбинольный клей (см. VI.17). Склеивают при температуре воздуха не ниже 10° С. Нельзя допускать смещения отдельных кусоч­ков одного относительно другого после их приклеивания. Ка­чество мозаики зависит главным образом от тщательности и достаточной выразительности подбора пластинок камня по цвету, тону и рисунку.

Монументальная мозаика — стеновые панно и пр. (XI.6) — вы­полняется из мраморных плит толщиной 2—2,5 мм. Размер и форма плит могут быть самые разнообразные (от 2—3 см2 до 0,5 ж2). Обта­чивание и пригонка кусков с прямолинейными очертаниями произво­дятся на шуршайбе, а с криволинейными очертаниями — на заточном станке. Устанавливают плиты на цементном растворе.

Ковровая мозаика (брекчия) (XI.7) — дает возможность исполь­зовать отходы камня. Выполняется она следующим образом: в не­большую разборную форму с бортами (обычно площадью около 0,5 м2) укладывают куски мраморных плит лицевой стороной вниз. После укладки форму доверху заливают цементным раствором с легким армированием. Когда раствор схватится, форму разбирают и плиту шлифуют на станке и, если надо, полируют. На пол такую плиту укладывают на растворе, так же как и обыкновенные плиты из природного камня.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.